«Мама, поиграй со мной!»
О чем мама думает, когда ребенок подходит к ней с этой просьбой? Ей кажется, что он мог бы и подольше играть сам, у него же так много игрушек. Или отмечает, что он наверное соскучился и ему нужно уделить внимание. А может, в ее голове раздается внутренний зевок: «Сколько можно уже повторять один и тот же сюжет? А ведь я могла бы в это время заняться чем-то более полезным…»
Я предлагаю взглянуть на игру с ребенком под другим углом. Игра с ребенком — полезна. Более того, она жизненно необходима, причем не только самому ребенку, но и взрослому тоже.
У современных детей остается очень мало времени на игру
Психологи не устают повторять, что играть для ребенка — очень важно, что именно в игре он узнает что-то новое об окружающем мире и о себе самом, и только в игре вырабатывает свое собственное отношение к явлениям, событиям, людям, фактам. Ни для кого не секрет, что игра — это стержень развития для ребенка 3-7 лет. Игра — это стихия дошкольника, это его естественная среда обитания. И в более раннем возрасте, и в более старшем (даже для взрослых!) игра продолжает играть важную роль, однако ключевой она является именно для развития дошкольника.
Но стоит задуматься о том, как распределяется время дошкольника в реальной жизни. Часть времени занята повседневными рутинами: поесть, поспать, умыться, принять ванну, собрать игрушки, одеться/раздеться. Если ребенок ходит в детский сад, то его время в саду расписано довольно плотно: зарядка-завтрак-чтение книжки-прогулка-занятия-обед-дневной сон-полдник-занятия-прогулка. Как правило, кроме сада, ребенок дошкольного возраста посещает еще различные кружки, клубы или секции. Дети там занимаются — возможно, в игровой форме — но все-таки, под строгим неусыпным контролем педагога. Или родители сами занимаются с ребенком ранним развитием: лепят, рисуют, делают поделки вместе, читают книги, развивают музыкальный слух… И реальное время, которое посвящено свободной игре, оказывается крохами по сравнению со временем, занятым другими, очень важными занятиями. А в разгар игры приходит мама и говорит, что пора уже собирать игрушки и ложиться спать. Или наоборот, игра «не клеится» — и ей на смену приходят такие заменители, как мультики и компьютерные игры.
И вот уже специалисты бьют тревогу: современные дети стремительно разучиваются играть! Им быстро становится скучно. Они привыкают к тому, что их развлекают, тормошат, подсказывают и направляют — именно этим обычно занимаются организаторы игр, аниматоры, ведущие праздников. А дети становятся потребителями игры — как до этого стали потребителями мультфильмов, компьютерных игр или развивающих говорящих плакатов. Тогда как ребенок может быть творцом игры, создателем бесконечных воображаемых миров, инициатором сюжетных ходов и поворотов…
Что нужно делать, чтобы ребенок играл сам? Для начала – играть вместе с ним.
Самошкина Ирина Сергеевна, психолог, главный игровед семейного клуба «Игровая галерея», для журнала «Успевай с детьми» (http://uspevai7ya.ru/)